УО Кореновский район

2 апреля Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Аутизм – это комбинация большого количества отдельных симптомов. Иногда расстройство характеризуется как закрытие, поглощенность собой самим без связи с реальностью, действительностью. Аутистов иногда называют людьми, живущими в их собственном мире, не интересующимися другими. Им трудно создавать и поддерживать межличностные отношения, они их не понимают, не осознают их сложности. Речь идет о расстройстве в области социальных отношений, общения, поведения. Погружение в себя - так переводится слово «аутизм».

Что нужно знать о раннем детском аутизме ?

Аутизм часто и даже чаще возникает в интеллигентных семьях, где мама предана своему ребенку и очень его любит. Поэтому, возникает необходимость разобраться, в чем же причина аутизма? Основные причины возникновения аутизма у детей – это врожденные аномалии головного мозга. Это неврологическое расстройство, специфически проявляющееся в когнитивном восприятии, и в результате его нарушения, – в поведении больного человека. Однако точная причина, почему возникает аутизм у детей, пока не выявлена. Считается, что важную роль играют генетические факторы, различные инфекционные заболевания , химические процессы в мозге. Влияние на организм женщины во время беременности, в период антенатального развития плода – это основной фактор, почему рождаются дети с аутизмом; причины кроются в необратимом повреждении мозга ребенка в процессе его формирования.

            Когда говорят, что аутисты - дети отгороженные, то это не совсем правильно - это мы воспринимаем их такими. Аутизм — прежде всего нарушение самосознания. Обычный человек постепенно начинает строить границы своего тела, своей души и конечном итоге к 3-м годам выделяет себя из окружающей природы.  Ребёнок же с аутизмом этого этапа достигает очень поздно или вообще не достигает. Он не говорит о себе «я», он не строит границ своего тела, своей души. Более того - он не очень хорошо понимает окружающие предметы, того, что происходит вокруг, не осознаёт существование других людей, не понимает их границ и эмоций. Такой ребенок может обнимать незнакомых людей, беспричинно укусить или ударить. Эти дети не могут отличить живые предметы от неживых. Если хотя бы что-то становится им понятно - они за это цепляются: отсюда появляются характерные симптомы: они могут повторять одни и те же движения (стереотипные движения пальцами рук, потряхивание и вращение кистями рук, ужимки, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках).

         То же касается и речи аутичного ребенка: либо он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает его. Родителям кажется, что ребёнок не понимает, о чём они говорят. Не запоминает. На самом деле это не так. Малыш может вспомнить, например, разговор между мамой и папой через несколько дней, недель, и даже способен передать интонацию. Только происходит это без всякой логической связи с происходящими событиями, потому и называется отставленной, «магнитофонной» речью. С возрастом дети-аутисты могут демонстрировать феноменальные математические и другие способности, связанные с прекрасной, но своеобразной, избирательной памятью. Признаки, аутизма были у Эйнштейна, Ньютона, Моцарта.

         Если вовремя оказать помощь, найти правильный подход, то около 50-60 % детей смогут учиться по общеобразовательной программе, процентов 30 – по программе специальной школы и 8-10% - адаптироваться в условиях семьи.

       Но для достижения таких результатов требуется трудная и длительная работа с использованием особых методов, не вписывающаяся в традиционные для отечественного образования подходы.Коррекция длится на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство требований всех членов семьи по отношению к ребенку, последовательность и постоянство в их применении.

 

Все специалисты отмечают, что в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным изменениям, необходим комплексный подход. Роль психиатра в коррекции аутизма – не главная, ведущая роль здесь принадлежит психологам и дефектологам.

 

Всем родителям аутичных малышей хочется пожелать: не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления от болезни. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, - это вера в успех, терпение, целеустремленность и, самое главное, безграничная любовь к своему ребенку.